Девушка сидит на траве

Девушка сидит на траве

"Завтрак на траве". В году Эдуард Мане потерпел двойное поражение. Во-первых, его работа "Завтрак на траве" не была принята в Парижский салон. А ведь это была главная выставка, на которой можно было показать публике его работы. Но в тот год многие из них были отвергнуты.

Поэтому император Наполеон III приказал устроить выставку для таких работ. Но и там, среди "Отверженных", картина "Завтрак на траве" была признана главным недоразумением выставки. Современному зрителю трудно понять, что именно раздражало всех на этой картине давным-давно. Объект На переднем плане картины сидит обнаженная девушка, сбросившая с себя купальное платье. Рядом с ней сидят двое одетых мужчин и о чем-то разговаривают. На заднем плане другая девушка моется в нижней сорочке.

Кажется, что Мане не придумал ничего особенного. В конце концов, он копирует позы трех божеств с гравюры с утраченной картины Рафаэля. Слева: Эдуард Мане. Справа: Маркантонио Раймонди. Фрагмент гравюры "Суд Париса". Британский музей, Лондон.

Wikimedia Commons.

Wikimedia Commons. Однако Мане нарушил очень важное правило академической живописи. Обнаженными на полотнах могли быть только божества или античные герои. Но здесь художник изобразил своих современников, парижан. Обнаженная рыжеволосая девушка - это Викторина Мёран, модель и муза художников. Позже она сама станет художницей. Мужчины - брат Эдуарда Мане и брат его жены. Купальщица - жена Эмиля Золя, предположительно писателя и друга художника. Для публики это было возмутительно, потому что герои картины НЕ играли богов или исторических персонажей.

Они играли... жителей Парижа, которые иногда развлекаются с такими вот девушками легкого поведения. Как будто Мане выставлял напоказ грязное белье общества! Конечно, это было стыдно для всех. И как результат - всплеск агрессивных нападок на художника.

Как описывает реакцию публики Эмиль Золя: "Мне кажется, будто я встретил посреди улицы банду мальчишек, которые бросали камни в спину Эдуарда Мане...". Обнаженная натура Обнаженная натура рисовалась академиками для услады глаз. Поэтому раздетая героиня очень редко смотрела на зрителя. Ведь она изображена для того, чтобы на нее смотрели. Нечего смущать зрителя! Жан-Огюст Доминик Энгр.

Одалиска с рабыней. Гарвардский художественный музей, США. Но иногда с полотен в глаза зрителю смотрели еще девушки.

Но почти всегда так смотрели девушки.

Но почти всегда это были томные и соблазнительные взгляды. Александр Кабанель. Рождение Венеры. В то время как героиня Мане смотрит на зрителя совсем по-другому! Уверенно и спокойно. Она не пытается соблазнить.

И уж точно она не похожа на девушку, сломленную судьбой. С таким же взглядом ее вполне можно представить в красивом платье на светском рауте. Именно такое поведение раздражало зрителей. Ведь она вела себя неподобающим образом! У обнаженной девы, исполняющей прихоти городских денди, должен быть совсем другой вид! Композиция Публику раздражали не только сюжет и нетрадиционная нагота. Дело было еще и в композиции, которую Эдуард Мане выстроил весьма нетривиальным образом.

Так, много вопросов вызывало и то, как художник расположил персонажей на полотне. Начнем с того, что первоначально Мане назвал свою картину "Купальщица". То есть девушка на заднем плане - это как бы главная героиня! Эдуард Мане. Это уже странно, поскольку на переднем плане находится группа людей. А по правилам академической живописи самый близкий к зрителю человек как раз и является главным героем.

Как минимум, его выделяют цветом или размером, чтобы все остальные фигуры воспринимались как второстепенные. Тем не менее, бывали и исключения. Его там бичуют! В то время как на переднем плане горожане беседуют как ни в чем не бывало. Пьеро делла Франческа. Бичевание Христа. Национальная галерея Марке, Урбино, Италия. Но публика все еще не понимала такого расположения главного героя Мане.

Поэтому художник впоследствии переименовал картину. И мы знаем ее только по названию "Завтрак на траве". Также обратите внимание, как странно расположена фигура купальщицы.

Она держит руку в воде, но это странная иллюзия. Как будто она собирается схватить за палец человека, сидящего на переднем плане. Вообще, выстраивая композицию, художники всегда стараются избежать подобных неловких иллюзий. И академик сдвинул бы купальщицу в сторону, чтобы не было этой странности. Но Мане намеренно делает именно это.

Потому что он был ЗА жизненность. В конце концов, в реальности такие странности происходят постоянно! Почему все должно быть идеально? Перспектива Нам сразу бросается в глаза, что пловчиха на заднем плане слишком большая. Она даже больше, чем лодка рядом с ней! Академик сделал бы фигуру меньше, в соответствии с законом линейной перспективы.

Манет же, напротив, намеренно сделал фигуру крупнее. Помните, он даже назвал картину "Купальщица", подчеркивая важную роль женщины. И было бы странно изображать ее мелко, пусть и на заднем плане. Тот же Пьеро делла Франческа изобразил Христа и его мучителей довольно крупно. Настолько, что комната кажется слишком маленькой. Кроме того, Мане находился под влиянием работ японских мастеров. И в Париже стали появляться гравюры восточных художников. В этих работах мастера строили пространство несколько иначе.

Различные сцены располагались рядом, как в коллаже. То есть понятие переднего или заднего плана полностью отсутствует. И фигуры в этих работах примерно одинакового размера. Кано Мицунобу. Сцены из жизни императора Мин Хуана и его любимой наложницы Ян Гуйфэй. Конец XVI века. Национальный музей азиатского искусства в Вашингтоне, округ Колумбия. В целом, "Батрак" Мане очень близок по размеру к сидящей женщине.

В целом, "Батрак" Мане очень близок по размеру к сидящей женщине.

Художник также нарушил еще одно правило перспективы. Чтобы подчеркнуть глубину пространства, академик использовал теплые оттенки краски для переднего плана. И более холодные оттенки красок для заднего плана. То же самое сделал Джорджоне в своем "Сельском концерте".

Навигация

thoughts on “Девушка сидит на траве ”

  1. Жаль, что сейчас не могу высказаться - тороплюсь на работу. Но вернусь - обязательно напишу что я думаю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *