Формирование познавательных умений у младших школьников

Формирование познавательных умений у младших школьников

От ее решения зависит развитие всей системы психологических знаний. Внимание является необходимым условием оптимального функционирования всей познавательной деятельности человека. От развития и организации внимания зависит качество и успешность восприятия, усвоения и понимания учебного материала. К проблеме формирования наиболее устойчивого внимания к учебной деятельности у младших школьников дано в работах Добрынина Н.В.

Добрынин.

Добрынин в своих работах показывает, что внимание учащихся тесно связано со значимостью изучаемого материала, то есть с содержанием обучения. Также Н. Добрынин установил, что внимание учащихся достаточно сосредоточено и устойчиво тогда, когда учащиеся полностью заняты работой, когда эта работа требует от них максимальной умственной и двигательной активности. В педагогической психологии очень широко распространена гипотеза П.

Внимания.

Он определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное управляющее действие. Учение о внимании как контрольной функции является составной частью теории поэтапного формирования умственных действий. Последняя, представляет собой общепсихологическую концепцию, основанную на своеобразном понимании предмета психологии, роли психики в поведении и особом методе исследования психологических процессов.

Используя приемы умственных действий, можно воспитать действие внимания. По П. Гальперину Средства и способы управления субъект находит в окружающей действительности.

Средства и способы управления.

Гальперин П. Эти выделенные операции, которые в целом помогали проверить правильность текста, предъявлялись ученику в определенном порядке.

Таким образом, развитие внимания в учебной деятельности младших школьников как теоретически, так и практически достаточно разработано. Однако недостаточно работ по развитию внимания младших школьников в учебной деятельности. В связи с этим возникают такие проблемы, имеющие отношение к формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников: а) неполное усвоение содержания изучаемого материала; б) ошибки при выполнении школьных заданий: при чтении, при письме, при решении математических задач и примеров, а также при выполнении самостоятельных и ревизионных работ.

Начальная школа призвана дать детям не только определенный круг знаний, но и привить им умение учиться, активно усваивать предлагаемые знания, умение применять их при решении разнообразных жизненных задач. Начальная школа формирует учебную деятельность ребенка, закладывает основы самостоятельного мышления при освоении научных понятий.

В работе учителя и в учебной деятельности учащихся внимание проявляется в их мысленной направленности на предмет, процесс учебной деятельности, на средства учебного труда. Оно является необходимым условием успешной работы, неотделимо от умственной деятельности, опосредовано отношением к труду, регулируется решаемыми задачами. В отечественной педагогике и психологии проблема развития внимания учащихся на уроке была поставлена К. Б. Кременко.

Определяя внимание как ту самую "дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира", Ушинский рассматривал многие вопросы, связанные с формированием внимания.

В первую очередь он указывает на целый ряд средств, которые требуют непосредственного напряжения произвольного внимания ученика и позволяют учителю следить и сразу распознавать, кто внимателен, а кто нет. К ним он относит: - Для младших школьников полезно выполнять по команде несколько действий, например, встать, сесть, развернуть книги, свернуть. Это дает возможность каждую минуту быть внимательным к словам учителя.

Также этому способствует частое обращение к ученикам; - учитель должен сначала произнести вопрос, а затем с небольшим колебанием имя того, кто должен на него ответить. В первых учебниках и рабочих тетрадях внимание должно быть направлено на: нахождение лишнего предмета; рисование с модели; группировку предметов вместе; незаконченные фразы, которые нужно закончить; вопросы, на которые нужно ответить; ошибки, которые нужно исправить.

Хорошей практикой является продолжение чтения текста другим учеником по указанию учителя. То же самое относится и к требованию повторить сказанное учителем и товарищем. Полезны небольшие наказания за невнимательность и поощрения за проявление внимания.

Учителя младших классов должны уметь поддерживать и развивать внимание учеников в классе. Для того чтобы внимание детей было устойчивым, содержание учебного материала должно быть актуальным для жизни, а теория должна даваться в сочетании с практикой. Интересы и потребности учащихся оказывают большое влияние на внимание.

То, чем увлечены дети, кажется, само по себе захватывает их внимание. Хороший урок удерживает внимание детей не только из-за их интереса к предмету, но и из-за удовольствия, которое они получают от обучения.

Но не так-то просто создать интерес через содержание, а не внешнее развлечение. Для этого учителя должны тщательно продумать, как провести урок. Только такая тщательная подготовка гарантирует, что ученики получат необходимое им внимание.

Внимание учеников крайне важно.

Внимание учеников в значительной степени зависит от доступности учебного материала. Студенты с энтузиазмом работают над тем, что может быть трудным, но выполнимым.

Которые могут показать им, что они чего-то достигли. По мнению психологов Матюшина М. Все, что вызывает у них сильные чувства, захватывает их внимание. Так, младшие школьники с большим удовольствием слушают занимательный рассказ учителя и не отвлекаются довольно долгое время. Также, по их словам, ученики особенно внимательны во время творческих занятий, потому что здесь мышление, чувства и воля сливаются воедино.

Ученики второго и третьего классов, часто забывая обо всем, вдохновенно пишут миниатюрные сочинения, составляют рассказы по картинкам, ищут новые способы решения задач, рисуют новые картинки на основе представлений по памяти, вырезают фигурки на уроках труда и т. д. Он утверждает, что психологической сущностью внимания является контроль в форме умственного, сокращенного, автоматизированного действия, которое особенно активно формулируется в младшем школьном возрасте в процессе новой ведущей деятельности - учебной.

Формирование внимания по теории П. Гальперина - это развитие самоконтроля в процессе поэтапного формирования умственного действия. Для этого необходимо: Установить конкретное содержание контроля. Выделить операции, входящие в его состав. Дать учащимся такую систему инструкций по контролю, которую они воспринимали бы однозначно и которая обеспечивала бы желаемый результат.

Найти исходную, так называемую материальную форму контрольного действия. Найти систему заданий, обеспечивающих совершенствование всех намеченных параметров действия.

Обеспечить переход действия в мысленный план, его планомерное сокращение и автоматизацию. Гальперин показывает процесс формирования внимания младшего школьника при выполнении письменной работы по русскому языку, где легко выявить содержание контроля и входящие в него операции. Эти выделенные операции, которые в целом помогают проверить правильность текста, предъявляются ученику в определенном порядке: Наметьте порядок выполнения проверки по смыслу, по орфографии.

Прочитайте предложение вслух. Подходят ли слова друг к другу? Есть ли пропущенные слова? Прочитайте слово вслух слог за слогом и выделите каждый слог. Подходят ли буквы друг к другу? Есть ли пропущенные буквы? На уроках русского и родного языков я учила детей контролировать и проверять свои письменные работы.

Для этого дети работали с карточками, на которых был написан порядок действий. Через определенное время дети переставали пользоваться карточкой, затем проверяли текст, проговаривая про себя, а потом могли прочитать новый текст и тут же исправить свои ошибки. Появилась уверенность в себе, интерес, умение контролировать свои действия и тем самым обеспечивать успешное выполнение. Темп работы учителя и учащихся был важен для мобилизации внимания учащихся на уроке.

Чтобы не допустить ошибок из-за недостатка внимания, учащиеся не должны спешить, но медленная работа часто отвлекает. Живая, быстро развивающаяся деятельность мобилизует внимание, потому что ученик занят учебой и у него меньше возможностей для посторонних ассоциаций, внешних раздражителей и прочего. При работе с младшими школьниками следует избегать монотонной работы в течение всего урока. <Разнообразие методов и форм проведения урока - важное условие поддержания внимания учащихся. Однако разнообразие материалов и приемов не должно быть чрезмерным. Слишком частая смена материалов на уроке не приучает учащихся к устойчивому вниманию и может затруднить быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Деловой, спокойный тон, быстрый темп урока, его четкая организация, насыщенность доступными детям содержательными видами деятельности являются наиболее эффективными средствами активизации внимания детей и одновременно повышения эффективности занятия.

Успешная организация учебной деятельности младших школьников требует постоянной заботы о развитии их волевого внимания и волевых усилий по преодолению трудностей в приобретении знаний. Как показывают исследования М. Шардакова, И. Страховой, М. Горбач, внимание учащихся зависит от умения учителя организовать их деятельность. Прямые требования быть внимательными, редко достигают цели, а если и достигают, то на короткое время.

Внимание учителя не всегда является единственным.

Смотрим некоторые организационные приемы, помогающие поддерживать и развивать внимание учащихся на уроке. По мнению Матюхиной М. Необходимо добиться полной тишины и переключить внимание учащихся с того, чем они занимались на перемене, на работу по данному предмету.

Необходимо с первых минут настраивать детей на рабочий лад. Умение сразу завладеть вниманием ребенка оказывает большое влияние на весь ход урока. В противном случае могут проявиться такие негативные черты, как неорганизованность, недисциплинированность и невнимательность.

Урок пройдет гораздо лучше, если с самого начала урока внимание учеников будет привлечено чем-то интересным, не только показом, рассказом учителя, но и увлекательной задачей, которую им нужно решить. Сразу же мобилизуется внимание учеников, которое в дальнейшем будет поддерживаться. Если учитель сумел мобилизовать внимание в начале урока, то уже легче будет поддерживать внимание детей в остальной части работы. Для поддержания устойчивого внимания во время объяснения материала, по мнению Т. Матюшиной.

Например, при изложении нового материала учитель просит учеников помочь с теми вопросами, которые они хорошо знают. После ряда случаев или примеров учитель просит ребят прийти к тому или иному выводу.

Учитель также может попросить учеников писать слова или предложения на доске во время объяснения. При объяснении нового материала учащимся необходимо разнообразить свою работу. Они должны не только слушать и писать, но и говорить о том, что слышат и пишут.

Навигация

thoughts on “Формирование познавательных умений у младших школьников ”

  1. Да надо бы над этим задуматься, я этому не уделяю особого внимания, нужно будет пересмотреть действия и предпринять там что бы мой блог ожил, а то только тоны гавнокоментов (спама) действительно хороший пост, респект автору.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *