Как решать задачи по генетике

Как решать задачи по генетике

Природный мир, научные обзоры, новости науки, зоология Поиск: Как решать задачи по биологии Как решать задачи по биологии Важное умение, без которого невозможно решить задачу, - определить, к какому разделу она относится: моно-, ди- или полигибридному скрещиванию; сцепленному с полом наследованию или наследованию признаков через взаимодействие генов. Это позволяет учащимся выбрать законы, закономерности, правила и связи, необходимые для решения проблемы.

Для этого можно дать текст задачи и предложить определить, к какому разделу она относится. Учащиеся должны помнить, что наследуются именно гены, а не признаки. Упражнение 1: Одна из пород кур характеризуется укороченными ногами, поэтому куры не разрывают огороды. Этот признак является доминантным. Ген, контролирующий его, одновременно вызывает укорочение клюва. В то же время у гомозиготных цыплят клюв настолько мал, что они не могут пробить яичную скорлупу и погибают до того, как вылупятся из яйца.

В инкубатор фермы, где разводят только коротконогих цыплят, поступили цыплята. Сколько из них коротконогих цыплят? Упражнение 2. Различие между четырьмя группами крови человека важно в медицине. Группа крови - это наследственный признак, который зависит от одного гена. Этот ген имеет не две, а три аллели, обозначаемые символами A, B, 0. Люди с генотипом 00 имеют первую группу крови, с генотипами AA или A0 - вторую, BB или B0 - третью и AB - четвертую. Можно сказать, что аллели A и B доминируют над аллелем 0, но не подавляют друг друга.

Какие группы крови возможны у детей, если их мать имеет вторую группу крови, а отец - первую? Ответ: обе проблемы моногибридного скрещивания, поскольку речь идет об одном и том же гене. Ключевые слова выделены в тексте задач. Типы задач Все генетические задачи, независимо от того, какой темы они касаются моно- или полигибридное скрещивание, аутосомное или сцепленное с полом наследование, наследование моно- или полигенных признаков, сводятся к трем типам: 1 вычислительный; 2 для определения генотипа; и 3 для определения характера наследования признака.

В условии вычислительной задачи должна содержаться информация: - о характере наследования признака доминантный или рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом и т.д. Вопрос вычислительной задачи касается предсказания генетических и фенотипических характеристик потомства. Приведем пример вычислительной задачи. Задача 2: У индивидуума ген полидактилии доминирует над нормальным строением руки.

У жены нормальная рука, ее муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность того, что в этой семье родится многопалый ребенок. Решение этой задачи начинается с записи ее условия и наименования генов.

Затем предположительно определяются генотипы родителей. Генотип мужа известен; генотип жены легко определяется по ее фенотипу - она является носителем рецессивного признака, следовательно, гомозиготна по соответствующему гену.

Следующим шагом будет запись значений гамет. Обратите внимание, что гомозиготный организм образует один тип гамет, поэтому в данном случае нет смысла писать две одинаковые гаметы.

Гетерозиготный организм образует два типа гамет. Соединение гамет является случайным, поэтому появление двух типов зигот одинаково вероятно: Обратите внимание на недопустимость ответа в такой форме: "Один ребенок в семье родится нормальным, а другой многопалым", или еще хуже: "Первый ребенок будет многопалым, а второй - нормальным."

В данном случае недопустимо давать ответ в таком виде.

Сколько и каких детей будет у пары, точно сказать невозможно, поэтому приходится использовать понятие вероятности. Условие задачи на определение генотипа должно содержать информацию о: - природе наследуемого признака; - фенотипах родителей; - генотипах потомства прямо или косвенно. Вопрос такой задачи требует характеристики генотипа одного или обоих родителей. Задача 3.

У норки коричневая окраска меха доминирует над голубой. Коричневую самку скрестили с голубым самцом. Среди потомства два щенка коричневые и один голубой. Является ли самка чистопородной? Запишите условие задачи, введя обозначение генов. Решение начните с составления схемы скрещивания. Самка имеет доминантный признак. Она может быть либо гомо-АА, либо гетерозиготной Аа. Самец с рецессивным признаком гомозиготен по соответствующему гену - аа.

Потомство с коричневой окраской меха унаследовало этот ген от матери, а ген голубой окраски - от отца, следовательно, их генотипы гетерозиготны. Генотип коричневых щенков не может быть использован для определения генотипа матери.

Голубой щенок от каждого из родителей получил ген голубого окраса. Следовательно, гетерозиготная мать не является чистокровной. P: Aa x aa гаметы: A a a a F1: 1 Aa : 1 aa , где: A - ген коричневого окраса меха, a - ген голубого окраса меха. Ответ: генотип самки - Аа, т.е. она не является чистопородной. В условиях задач на установление признака наследования признака:- предложены только фенотипы последовательных поколений, т.е. фенотипы родителей и фенотипы потомства;- имеется количественная характеристика потомства.

Вопрос такой задачи требует установления характера наследования признака. Задача 4: Скрестили курицу и петуха. Было получено 26 пятнистых, 12 черных и 13 белых цыплят. Как наследуется цвет оперения? При решении этой задачи логика рассуждений может быть следующей. Расщепление в потомстве указывает на гетерозиготность родителей. Соотношение, близкое к 1 : 2 : 1, указывает на гетерозиготность по одной паре генов.

Маркировка генов и генотипов с последующей диаграммой скрещивания показывает, что сделанный вывод согласуется с результатом скрещивания. Использование иллюстрированных задач на уроках Задачи по генетике можно разделить на текстовые и иллюстрированные.

Преимущество иллюстрированных задач перед текстовыми очевидно. Оно основано на том, что зрительное восприятие изображений активизирует внимание и интерес учащихся, способствует лучшему пониманию условий задачи и изучаемых законов.

Задача 5: Какая окраска шерсти у кроликов является доминантной? Каковы генотипы родителей первого поколения и гибридов по окраске шерсти? Какие генетические закономерности проявляются при этой гибридизации?

Доминирует темный цвет шерсти. P: AA x aa; F1: Aa. Мы наблюдаем проявления правил доминирования признаков и единообразия первого поколения. Рисунки могут быть схематичными. Задача 6. Какая форма плодов томата - шаровидная или грушевидная? Каковы генотипы родителей и гибридов 1-го и 2-го поколения? Какие генетические законы, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации? Шаровидная форма плода является доминантной.

Реферат 7: Каковы генотипы родителей и гибридов F1, если красная окраска и круглая форма плодов томата являются доминантными признаками, а желтая окраска и грушевидная форма - рецессивными признаками? Докажите, что при таком скрещивании проявляется закон независимого распределения генов. Решение типовых задач с использованием законов Г. МенделяМоногибридное скрещивание Решение задач на моногибридное скрещивание с полным доминированием обычно не вызывает затруднений. <Поэтому рассмотрим только пример решения задач на наследование одного признака с неполным доминированием. Видео по теме: Как решать задачи по биологии Другие записи по теме.


Навигация

thoughts on “Как решать задачи по генетике ”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *