Конспект урока русского языка для 7 класса

Конспект урока русского языка для 7 класса

Тема урока: "Словарное богатство русского языка". Тип урока: интегрированный с целью объединения речевого, литературного и искусствоведческого аспектов курса, усиления его лингвокультурологической и коммуникативной направленности; расширения ценностно-языковой картины мира ученика, обогащения его сознания духовно-нравственными смыслами; развития рече-творческих способностей ученика, понимаемых как готовность к восприятию художественного текста.

Цели: сформировать представление о лексике русского языка как о богатстве; закрепить умение работать с различными лексическими группами на примере поэтических текстов; -совершенствовать умение определять и выделять лексические единицы синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, заимствованные слова и исконно русские; -замечать лексические ошибки в речи, объяснять их причину и исправлять; -находить лексические средства выразительности в художественном тексте.

Цели развития личности: развивать личность учащихся на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи; через интерес к лексике развивать интерес к русскому языку в целом. Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность и творческую активность; воспитывать чувство прекрасного, интерес к творчеству, живописи, музыке; воспитывать любовь к природе и своей Родине. Методы обучения: словесные, наглядные и практические.

Октябрь", песня на стихи Есенина "Отговорила роща золотая..." высказывания поэтов и писателей об осени; мультимедийная презентация; плакат с изображением ствола дерева, дубовые листья отдельно, клей ПВА.

Эпиграф гибок и живописен для выражения простых природных понятий. Ход урока. Организационный момент. Приветственное слово учителя. Объявление темы Слайд 1 и осознание вместе с детьми целей урока. Работа с эпиграфом: чтение, объяснение его смысла и запись в тетрадь. Символом урока и вашей работы будет дерево познания. Посмотрите, это дерево тоже сбросило свои листья, но в конце урока мы сотворим чудо: вернем дереву его наряд. Любите ли вы осень? Замечали ли вы когда-нибудь, какой красивой становится природа осенью?

Прочитайте текст из стихотворения И. Сравните его с пейзажем. Слайд 2 Анализ слов пурпурный, золотой, багряный. Теоретический опрос обзор опорных знаний, которые понадобятся для выполнения предложенных заданий: -Как называется наука о языке? Лингвистика - от латинского языка Корень - иностранный, поэтому можно сказать, что рассматриваемое слово заимствовано -Как по-другому называется наука о языке? Лингвистика, лингвистика - слова-синонимы -Что такое лексика?

С одной стороны, это совокупность всех слов русского языка; с другой стороны, это отрасль языкознания, изучающая его словарный состав -Как называется словарный запас одного человека? Лексика 4. Закрепление ранее изученного материала. Выполнение практических упражнений. Ученые-лингвисты выделяют следующие группы, которые отражают: своеобразие лексического значения слов прямое и переносное значение слов, многозначность слов особенности употребления слов в речи общеупотребительная лексика, книжные слова художественного стиля , профессионализмы семантические отношения различных слов в языке синонимы, антонимы, омонимы происхождение слов исконно русские и заимствованные слова Повторите каждое!

Слайд 3 2 Устная словарно-орфографическая работа слайд 4 в парах: 2 ученика каждой парты стоят или сидят ответ-1 объясните пропущенную орфограмму, 2 назовите ее тип Произведение искусства с,сс тв, из? Виды орфограмм на месте пропущенных: удвоенные согласные в словарных словах, непроизносимая проверяемая согласная в корне слова, буквы И,У,А после шипящих и непроизносимая проверяемая гласная в корне слова, дефисное написание сложных прилагательных, обозначающих оттенок цвета, нн в прилагательном, образованном от существительного с основой на н, непроизносимая непроверяемая согласная в корне слова, раздельное написание предлогов со словами, неизменяемые приставки, буквы Й и Ы после Ц в -ция.

Вопросы по лексике. Тема искусство -В общем, все слова общие, но есть среди них одно, которое относится к профессионализмам дать определение - мольберт дать толкование. При описании картины, пейзажа, в данном случае осеннего 3 Лексическая работа со словом пейзаж.

Слово пейзаж.

Общий вид какой-либо местности; 2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении - согласно толковому словарю русского языка С. Ожегова и Н. Заимствовано из фр. языка.

Этимология 1 ученик читает словарную статью к слову пейзаж из этимологического словаря для школьников стр. Учитель: - Как называется художник, который рисует пейзажи? В русском языке есть суффикс -ист, который придает слову следующее значение - род деятельности, вид профессии, например: гитарист, машинист, гармонист, футболист. Утверждение: не только через заимствование лексики языка, но и через словообразование.

Шишкин, А. Саврасов, И. Остроухов, А. Васнецов, И. Напомните детям об учебнике, в цветной коробке. Объявляется год празднования, - далее отвечают учащиеся, - годовщины Победы над фашистской Германией, юбилея города

Ярославля.

Ярославль и годовщина со дня рождения Исаака Левитана. Слайд 6 Сегодня мы обратимся к картине И. Левитана "Золотая осень" слайд 7. Показ сопровождается музыкой П. Чайковского "Времена года". Чайковский тоже был поклонником осени. У Левитана есть несколько картин об осени, не считая его этюдов. Запишите под диктовку предложение: Исаак Левитан был великим русским художником-пейзажистом. Объясните постановку тире, подчеркните подлежащее и сказуемое, выделите части речи , выделите второстепенные члены предложения и части речи.

Дополнительные вопросы по существу. Рассматривая картину "Золотая осень", Д. Прошло жаркое лето, и природа готовится к долгому зимнему сну. Но на прощание она устраивает пышный бал, окрашивая все вокруг в самые яркие праздничные цвета. Молодые березы, осины и зеленые ели демонстрируют друг другу свои наряды. Вглядываясь в зеркальную гладь воды, любуясь... Умело используя цвет и композицию, Исаак Левитан мастерски передает чувства радости и восхищения красотой родной природы.

Для детей - раздаточный материал. Работают 2 группы, в которые должны войти все ученики класса.

В оригинале осень - короткая, но чудесная пора - заменена антонимом длинная Весь день стоит, словно хрусталь, И лучезарны вечера!

Навигация

thoughts on “Конспект урока русского языка для 7 класса ”

  1. Подтверждаю. Я согласен со всем выше сказанным. Можем пообщаться на эту тему. Здесь или в PM.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *